В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. ФГОС ( пункт 1.4.7.). выделяет познавательно-исследовательскую работу как тот вид деятельности, который в наибольшей степени соответствует решению задач, призванных развивать ребенка. Опыт работы с детьми показывает, что сегодня у дошкольников отмечается низкий уровень сформированности у них потребности в познании окружающей действительности, устойчивого познавательного отношения к миру и мотивации, что в свою очередь обусловлено недостаточной организацией образовательного процесса в русле целенаправленного формирования детской любознательности, пытливости, творческой активности. Поиск новых путей, решения проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, связан с необходимостью выбора более эффективных средств развития и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. И одним из таких перспективных методов, я считаю, является метод проектов Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, метод проектов не утратил своей привлекательности в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Именно поэтому, мною был разработан и реализован педагогический проект «Развитие познавательной творческой активности дошкольников посредством проектной
Цель моего проекта: создание условий для развития познавательной, творческой активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
– развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;
– формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
– научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться;
– развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
– вовлечь и увлечь родителей совместной творческой работой по реализации проектов через повышение их психолого-педагогической грамотности.
Каждый совместный с детьми проект заканчивается продуктом по пройденной теме: оформляются фотоколлажи, панно, выставки, проводятся праздники, творческие гостиные выпускаются газеты. Особое внимание уделяю презентации проекта. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Я даю возможность каждому ребенку рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи. Тем самым помогаю определить собственную значимость каждого ребенка в реализации проекта, повышая его самооценку. Очень важно, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные приемы общения (специфические мимика, жесты и прочее).
Примеры проектов с детьми:
Проект “Почему кошек любят все?” (группа общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет)
Проект “Покормите птиц зимой” (группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет)